Зикрула Ильясов: К спорам о наследии Имама Шамиля
16 марта 2023 года открылась серия мероприятий 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля, объединившего к сегодняшнему дню уже 15 стран. Комментирует Председатель Совета при Главе Республики Дагестан по развитию гражданского общества и правам человека, действительный государственный советник 1 кл., член Союза журналистов России, кандидат экономических наук Зикрула Ильясов.
— Чем личность Шамиля столь интересна и привлекательна в сегодняшних условиях?
— Многогранностью. Одновременно духовный лидер, мыслитель, философ, государственный деятель, дипломат, полководец, герой — это редкое, уникальное сочетание. На протяжении одной человеческой жизни объединить разные народы, создать и возглавить новое государство, воплотить в жизнь свои идеи о справедливости и чести, одержать блестящие победы над превосходящим противником, заключить почетный мир с огромной империей, способствовать объединению и добрососедству мусульман и православных, стать уважаемым во всем мире шейхом, признаваемым одним из праведных халифов — это штрихи биографии подлинно легендарной личности, действительно великого человека.
— Об Имаме Шамиле идет много споров историков, с самыми разными мнениями… Кого правильнее поддержать?
— Для неспециалиста ввязываться в научные дискуссии историков — дело рискованное и неблагодарное. А тем более переводить их в широкое общественное пространство. Принять сегодня сторону кого-то из исследователей личности Имама Шамиля сложно еще и потому, что почти в 100% случаев обсуждающие не прочитали ни одной книги этого историка. И даже не знают, в защиту каких теорий выступают… Будем откровенны хотя бы сами с собой. Обложку — возможно, видели, кто-то еще посмотрел аннотацию и оглавление, пролистал картинки. Но историческая монография — это как минимум 300-500 страниц текста, научного, не самого легкого для восприятия, со ссылками на источники. Сегодня очень мало кто находит время, силы и желание, чтобы внимательно читать далеко не развлекательную книгу по узкоспециализированной теме. А ведь у исследователей, которые глубоко занимаются темой, таких монографий обычно не одна — причем взаимно дополняющие и развивающие друг друга. А чтобы понять суть научных споров, надо еще изучить работы оппонентов этого историка. Кстати, о Шамиле написаны даже 5-томники…
Но ведь на Кавказе принято отвечать за свои слова. Вы точно готовы полностью ответить за все слова чужого человека, с которыми даже не ознакомились, как за свои?.. Кстати, в работах практически любого историка можно найти признаки экстремизма, разжигания вражды по национальному или религиозному признаку, оскорбления кого-либо — настоящая история далека от политкорректности. То есть отвечать еще и в самом прямом смысле…
— Но Шамиль — историческая личность. Кому, как не историкам, его изучать?..
— Научный интерес к Шамилю гораздо шире, он тоже многогранен. Набор фактов, интересный только историкам — для нас это, например, персонаж по имени Пипин Короткий. Потому что в нашей сегодняшней жизни и нашем обществе он роли не играет и влияния не оказывает. Но уже для жителей Франции Пипин Короткий — первый король из династии Каролингов, важное явление и знаковая фигура.
А вот Имам Шамиль для нас — в первую очередь общественно значимое явление и связанное с ним наследие, и только в самую последнюю — уроженец селения Гимры Шамиль. Масштаб деяний великого человека, непосредственно повлиявшего на разные стороны общества, превращает его в «легендарную личность», в биографии которой факты неразрывно переплетаются с легендами, сказаниями, притчами, приукрашенными воспоминаниями современников и разными толкованиями — потому что он далеко перерос уровень обычного человека… Таков уж удел каждого великого правителя, религиозного деятеля, праведника.
А ведь Шамиля многие в мире считают даже одним из праведных халифов. Как вы посмотрите на исследователя, который под предлогом «борьбы за историческую правду» начнет фильтровать от легенд и притч, не подтвержденных строго документами, например, биографию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение!) или кого-то еще из столпов Веры?.. Такими вещами увлекаются, как правило, злопыхатели, стремящиеся принизить легендарную личность до своего обывательского уровня. Но у них это все равно не получится. Да, есть одно узкое направление — исследования истории Кавказских войн и роли Шамиля в их контексте; это, действительно, историческая наука. Но огромное наследие Имама Шамиля, его идеи, последствия его действий и решений мало зависят от споров о деталях, какого цвета была его папаха при переговорах, считали его почетным пленником или почетным гостем, сколько минут ушло на обсуждение условий мира. Наследие Шамиля как духовного лидера в состоянии оценить только мусульманские священнослужители и теологи, другими аспектами компетентно занимаются социологи, политологи, правоведы, дипломаты, государственные и общественные деятели…
— Как быть тогда с многочисленными взаимными обвинениями в искажении истории Шамиля?
— Смотря, о чем мы говорим. Значительная часть легенд и притч, связанных с образом великой личности, особенно религиозного деятеля — вовсе не искажения, а лишь элемент почитания его памяти. Зачастую они не противоречат его идеям, а лишь развивают их, в более упрощенной форме доносят до каждого, популяризируют… Притчи, жития о деяниях как мусульманских, так и православных пророков, праведников, великих правителей — важный элемент культуры передачи их наследия, который заслуживает бережного и уважительного отношения.
Однако есть базовые, общеизвестные и давно доказанные факты, и их системная последовательность. Например, то, что Шамиль существовал, создал и возглавлял Имамат, вел военные действия, война завершилась миром и объединением Кавказа с Россией, Шамиль затем долго жил в России, а упокоился в Медине. А есть детали, многие из которых неоднозначны. Споры об этих деталях — нормальная историческая дискуссия, потому что даже свидетельства очевидцев и воспоминания участников любого события могут противоречить друг другу, потому что восприятие всегда субъективно и у каждого оно разное.
Но фальсификаторы истории пытаются в своих целях отрицать или замалчивать как раз базовые факты, искажать их последовательность, вырывать из контекста. Например, самое популярное прозападное искажение: громко кричать лишь о том, что Шамиль 25 лет воевал против русских, и использовать это для разжигания вражды между кавказцами и русскими, забывая обо всех последующих событиях и дальнейшей жизни Имама Шамиля… — это крайне грубая фальсификация, рассчитанная на слабое знание молодежью своей истории. Другое направление, о котором уже говорили — утверждения, что «не такой уж Шамиль и великий» и попытки обвинять его чуть ли не в предательстве, тоже весьма грязная попытка подорвать силы и единство народов Кавказа, дискредитируя их национального героя и духовного лидера.
— Но кому выгодны фальсификации истории Шамиля?..
— Это важнейший из вопросов. Чтобы не позволить оболванить себя чьей угодно пропаганде — следует задуматься, кому она выгодна, чьи задачи решает. Взять навязчиво продвигаемый некоторыми деятелями, намеренно примитивный и урезанный образ Шамиля, на уровне персонажа голливудского массового кино — его пытаются превратить всего лишь в одного из успешных полевых командиров и лихого боевика, некоего «кавказского Рэмбо»… Там специально не предусмотрено места ни мыслителю, ни духовному лидеру, ни правителю и государственному деятелю (к слову, еще и создателю нового государства…). А от простых упоминаний о том, что Шамиль был к тому же дипломатом и миротворцем, таких пропагандистов сразу бросает в истерику. Потому что заказчикам такого образа не нужен настоящий и излишне интеллектуальный Шамиль. А выгодоприобретатели таких искажений не имеют отношения ни к Кавказу, ни к России, ни к мусульманскому миру в целом. Это те, кому хотелось бы ввергнуть республики Кавказа в хаос и взаимную вражду, перессорить их между собой и с другими народами России, стравить мусульман и христиан… Создатели образа «голливудского Шамиля» зачастую сами атеисты, и более чем далеки от интересов и традиций Ислама, которым была подчинена вся жизнь праведного Имама. А продвигают свою позицию почему-то именно в период СВО, на украинских и однозначно прозападных ресурсах… Надо ли еще как-то комментировать их цели и мотивацию?..
— Как в период переизбытка информации сориентироваться в ней и уберечь себя от враждебной пропаганды?
— Как раз в этом нет ничего сложного, хватит лишь здравого смысла и понятной логики. Во-первых, любая война завершается миром. (Недавно я статью с таким заголовком опубликовал в республиканской газете). По-другому не бывает. Исключением может стать лишь ядерная война, с полным уничтожением человечества, когда мирить будет некого — дай Бог никому из нас этого не увидеть. Во-вторых, заключение мира бывает разным. И далеко не всегда почетным. Полная и безоговорочная капитуляция — тоже заключение мира. Но когда не происходит простой сдачи «на милость победителя» — это всегда двустороннее мирное соглашение, имеющее какие-то условия. В-третьих, на протяжении многих веков имперской экспансии, войны часто завершались присоединением новых государств и народов к какой-то империи. Это нормально. А вот место, которое занимали присоединенные государства внутри империи, бывало весьма разным. Посмотрите, куда делись имеющие древнюю культуру индейцы США — где их религия, обычаи, они сами?.. Посмотрите, какое место заняли мавры в стране после присоединения к Испании… Случаи, когда присоединенные после войны народы сразу заняли бы в империи одно из почетных и уважаемых мест, и с ними в значительной мере считались — на самом деле, большая редкость и скорее исключение. В-четвертых, Имаму Шамилю удалось завершить войну (которую, кстати, он не начинал, а лишь продолжил), почетным миром, после которого кавказцы-мусульмане сохранили свою веру, традиции, культуру. И да, он вел эту войну ради мира, и желал народам Кавказа именно мира, так как был глубоко привержен напрямую предписывающему это Исламу. А вести войну ради самой войны, смертей и кровопролития способен только невменяемый маньяк, и уж точно не праведный мусульманин. Сделанное Шамилем — по тем временам великий подвиг и огромное дипломатическое достижение. В-пятых, Кавказ стал очень уважаемой частью России, и по сей день остается ею. А много ли небольших стран в те времена сохранило независимость и не вошло с состав каких-либо больших империй? Таких практически нет. Шансы, что этот общемировой процесс мог не затронуть Северный Кавказ, были нулевыми.
— Можно ли утверждать, что вхождение в состав Российской империи стало для народов Кавказа лучшим выбором из возможных? И почему?..
— Фактически, в последние годы кавказских войн перед Шамилем стоял очень серьезный ценностный выбор — между двумя восточными империями и тем, что сегодня мы называем «коллективным Западом» — но исключительно христианским. Выбор у него был, и вполне осознанный, как и разные политические линии для каждой из ситуаций — тем более, что Шамиль был еще и одним из выдающихся дипломатов своего времени, что в том числе позволило ему объединить народы Кавказа. Единственный вариант из этих трех, который можно было бы назвать предательством своего народа, религии и своих же идей — это выбор в пользу Запада. Той самой Западной Европы, которая проводила крестовые походы против мусульман, придумала и создала инквизицию, преследовавшую, сжигавшую и пытавшую иноверцев. Которая веками вела религиозные войны, истребляя даже таких же христиан за небольшие различия взглядов богословских вопросах… Кстати, и рабство, в том числе для многих мусульман — тоже практика той самой Западной Европы. Перейти на ее сторону праведный Имам Шамиль не мог в принципе, для него такая измена самому себе была невозможной… И как раз перечеркнуть его выбор и осквернить его память, поддержав все это сегодня, призывают кавказских мусульман проукраинские пропагандисты, которые пытаются спекулировать на его имени. А однозначный выбор в пользу России можно понять тем, что она никогда не вела крестовых походов, религиозных войн, не создавала инквизиций, не препятствовала мусульманам быть мусульманами… И тем более ни один мусульманин никогда не стал бы здесь рабом. А Шамиль после присоединения Кавказа и по конца своих дней пользовался здесь огромными почестями как глава государства, а взятые называвшим себя его другом императором Александром Вторым обязательства в отношении горцев исполнялись и им самим, и его потомками.
— Есть ли какая-то неоднозначность в статусе Имама Шамиля в современной России?
— Ни малейшей. Для всей страны это ее национальный герой, наше общее достояние. В разных регионах его имя носят населенные пункты, учебные заведения, музеи, мечети, медресе, фонды и общественные движения, премии. Шамилю посвящены мемориалы и экспозиции, произведения прозы и поэзии, живописи, фильмы, конференции… Образ и наследие Шамиля популяризируется не меньше, чем образы известнейших православных святых, других великих правителей и философов России. Следовало бы, конечно, еще больше — чтобы даже лишних неясностей и попыток что-либо исказить не возникало. Причем Шамиля чтит не только мусульманская часть Кавказа, но и православная — например, в Осетии, Ставрополье, и регионы далеко за пределами Кавказа. Его духовный авторитет признают и высоко оценивают в том числе православные священнослужители. Кстати, на открытии 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля с одним из вводных докладов выступал Председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром иеромонах Григорий (Матрусов), а тема была «Имам Шамиль: наследие, которое объединяет».
— Почему Форум имени Имама Шамиля — международный, хотя герой национальный?
— Масштаб личности Шамиля и ее влияние давно перерос границы регионов Кавказа и одного государства, его наследие — это общемировое достояние. Известна оценка его деятельности, данная в письмах К. Маркса и Ф. Энгельса 1853-1864 гг. Его высоко чтят как праведного шейха в Турции, Иране, арабском мире… Уже в первых из серии мероприятий данного Форума участвовали представители 15 стран, и география продолжает расширяться. А ведь есть еще и широчайшая география распространения кавказских диаспор, проживающих сегодня в очень многих странах мира.
А что может быть более высоким признанием, чем факт, что авторитет праведного Имама продолжает объединять народы, способствовать укреплению диалога и взаимопонимания даже более чем через 150 лет после его смерти!