Керимхан Умаханов: Демократические “вольные общества” Северного Кавказа и кодекс…
Выступление Председателя Совета ДРОО “Уздени Дагестана” Керимхана Умаханова на круглом столе “Воспитание детей и молодежи для сохранения преемственности” в рамках 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля (25 мая 2023 года).
Кодекс чести – это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, это нормы морали, выработанные на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости и человечности. Все коренные народы Большого Кавказа с древних времен имеют сложившиеся кодексы чести. Нормы морали и добропорядочного поведения на Кавказе повсеместно идентичны и свидетельствуют о высочайшем уровне нравственности и благородства. Такое единство взглядов вполне объяснимо, поскольку народы Северного Кавказа всегда жили в одинаково суровых условиях непрекращающихся войн за свободу и независимость.
Кодексы чести наших славных предков впитывались у кавказцев молоком матери, они были в крови и плоти каждого. Так возникли неписаные законы гор – одинаковые по сути, но имеющие разные названия: «Адыгэ хабзэ» – у адыгов; «Апсуара» – у абхазов; «Къонахалла» – у чеченцев; «Езден адет» – у карачаев и балкар; «Гъалгъай эздел» – у ингушей и другие. Законы гостеприимства «вольных обществ» были поистине священны на всем Кавказе, распространялись они и на русское население Северного Кавказа (служивший в молодости на Кавказе Л. Н. Толстой восторженно писал о честности и преданности в дружбе своего кунака – чеченца Садо).
Особой полнотой охвата сложных жизненных ситуаций, многогранностью и объемностью правил поведения отличается кодекс чести дагестанских узденей, многовековые демократические традиции которых вступили в некий ментальный резонанс с природными качествами горцев.
В результате чего резко усилились такие врожденные особенности этнической психологии дагестанцев, как свободолюбие и глубокое отвращение к любой форме зависимости, честь и гордость, мужество и бесстрашие, чувство собственного достоинства, верность долгу и патриотизм.
Со временем, данные нормы добрососедских отношений, тесно взаимодействуя между собой, фактически слились в единую систему взаимного общения, различаясь лишь небольшими местными особенностями.
Безусловно, в каждом из нас генетически заложено чувство чести и достоинства. К великому сожалению, находясь в плену ложных ценностей, мы не осознаем и совершенно не умеем ценить, насколько нам повезло с моралью и духом предков, не развиваем в себе эти качества, а наоборот, гасим, с каждым днём все больше растворяясь в чуждой нам масс – культуре Запада.
И, пока еще жива вера и уважение к старшим, нельзя допускать, чтобы сформировалось поколение, которое будет полностью пренебрегать законами гор и перестанет следовать заветам предков, нужно остановиться и сделать все, чтобы сохранить достоинство Кавказа, его дух и сущность. Старшему поколению следует зажечь в сердцах молодых людей стремление к Добру, Справедливости, Истине через пропаганду, веками испытанных норм кодекса чести.
Только таким путем можно добиться согласия и спокойствия в нашем обществе, возродить былую толерантность наших людей. И вполне ожидаемо, что обращение к чувствительным струнам души, на генетическом уровне запрограммированным на честь и достоинство, не только у нас возродится гордость за свою славную историю, но и другие народы смогут перенять все хорошее, что заложено в вековых горских традициях.
Исходя из таких реалий сегодняшнего дня, ДРОО «Уздени Дагестана» со всей ответственностью подошла к данному вопросу, поставив перед собой цель – сделать все возможное, чтобы достойно возродить Кодекс чести узденя, сохраняя его традиционное название «Намус». И, во избежание кривотолков и недоразумений, подчеркиваю, что понятие «уздень» в настоящее время не рассматривается как сословная характеристика – в XXI веке сословный подход совершенно не допустим и лишен всякого смысла, т.к. сословные предрассудки ушли в далекое прошлое.
Уздень в контексте данной статьи рассматривается как современный человек, олицетворяющий лучшие качества классического горца.
Уздени – это свободные общинники, которые всегда являлись костяком вольных обществ (джамаатов) и по праву считаются их историческим корнем.
Жизнь узденя регулировалась с рождения и до смерти неписаным кодексом чести, для него не было никаких иных ценностей, которые могли бы превалировать над понятием честь, и имела ценность только в том случае, если она была посвящена сохранению чести и служению рыцарским принципам.
Узденство – это образ жизни, состояние души человека, парадигма его нравственности. Это обобщенная характеристика благородных людей (джентльменов), сохраняющих рыцарскую этику своих отцов, их человечность и благородство, умеющих уважать чужие нравы и взгляды, но при этом стремящихся внести в мировую культуру блистательные принципы высокой нравственности, доставшиеся в наследство от наших достойных предков.
Говоря о менталитете узденей, веками живших в скалистых горах, где каменистая почва почти непригодна для пахоты, достаточно упомянуть, что они видели внизу плодородные долины, но не переселялись туда, зная, что это будет стоить им их независимости.
Из этого следует одно – они дорожили свободой больше, чем жизнью. И нетрудно догадаться, что законы гор в подобных условиях были жёсткими, суровыми, они формировали горцев сильными духом и выносливыми физически.
«Владения Дагестана, которые мы называем покорными, – писал генерал Евгений Головин, – как, например, воинственная Сирха в Дербентской провинции, Каракайтаг, Табасаран, сильная Акуша, дальняя Андалаль и мн. др. мечтают быть только в союзе с нами, а не в повиновении у нас…».
И потому, нынешние и будущие поколения наших детей и молодежи, да и взрослые, независимо от их национальности и вероисповедания, должны сохранить блистательные традиции Большого Кавказа, его этику, стремление к добротворчеству, приоритет всему – честь и благородство.
КОДЕКС ЧЕСТИ УЗДЕНЯ
- Уздени (рыцари) – независимые, вольные, великодушные люди благородного поведения и крепкого духа с развитым чувством собственного достоинства.
- Уздень (аналог понятия «джентльмен») – человек Слова и Долга, Добра и Справедливости.
- Высокий идеал нравственности узденя выражается в мощи его духа, чистоте совести и незапятнанной чести.
- Благородство узденя проявляется в культуре его поведения, деликатности, в умении ценить достоинство других людей и щадить чужое самолюбие.
- Уздень всегда толерантен – обладает врожденным чувством сдержанности, уважительно относится к культуре, традициям, религиозным убеждениям и обычаям других народов.
- Уздень свято чтит историю, язык, культуру и традиции своего народа, считает своим важнейшим долгом беречь и приумножить духовное наследие славных предков и завещать его потомкам.
- Уздень беззаветно любит свое Отечество, верен ему и всегда готов встать на его защиту, не щадя собственной жизни.
- Уздень знает и помнит свою родословную. Он с почтением относится к своим предкам, уважает старших, помогает младшим, чтит родителей и готов любой ценой защищать свои праведные принципы и убеждения.
- Уздень в горе и в радости верен друзьям, приходит им на помощь, жертвует ради их чести и достоинства своим имуществом, здоровьем и самой жизнью.
- Уздень во всем обладает чувством меры, житейской мудростью, руководствуется логикой здравого смысла и общественной значимостью собственных поступков.
- Уздень избегает ссор и скандалов. Сдержанность и умение прощать украшает узденя, свидетельствует о его уверенности в своих силах и мощи его духа.
- Уздень обладает мужеством и бесстрашием, железной волей и умением держать себя в руках в любых ситуациях. Он считает дурным тоном разговор на повышенных тонах, рассматривает брань как проявление слабости и бескультурья.
- Уздень правдив, не терпит ложь и хитрость, корысть и холуйство; он мужественно борется со злом и несправедливостью. Защита слабых и обездоленных – святой долг узденя.
- Храбрость, терпеливость и стойкость – врожденные качества узденя, они закаляются с детства. Проявление слабости духа перечеркивает всю дальнейшую жизнь узденя, она лишается всякого смысла.
- Истинный уздень выше естественных слабостей людей и не проявит внешне дискомфорт души и тела. Главное достижение узденя – это умение управлять собой в самой тяжелой ситуации.
- Уздень щедр и отзывчив по отношению к другим, умерен и скромен в своих требованиях.
- В разговоре уздень немногословен, больше слушает и не хвалится, поддерживает беседу и высказывает свое мнение, не задевая собеседника.
- Кунак и гость – святые понятия для узденя: они в его доме чувствуют тепло и защиту, внимание и заботу – их ущемление воспринимается, как личное оскорбление.
- В быту уздень постоянно стремится к общей гармонии: следит за своим внешним видом, соблюдает строгость и скромность в одежде.
- Уздень неустанно работает над своим физическим и духовным совершенствованием, стремится к знаниям, максимально использует природные данные для самореализации во имя добра и блага общества.
- Уздень регулярно навещает родных и близких, держит в чистоте могилы умерших, свято соблюдает заветы предков.
- Понятия «Мать», «Сестра», «Дочь», «Жена» для узденя являются святыми, ради защиты их чести и достоинства готов пожертвовать всем своим достоянием и собственной жизнью.
- Женщина в узденской семье – образец нравственной чистоты и терпения, верности и благородства; ее облик и поведение определяет лицо благородной семьи, честь и достоинство рода (тухума).